05-09 апреля 2019 года
Молодые голоса Якутии
VII Межрегиональный конкурс хоров
г. Нерюнгри

Полет "Иркутск- Нерюнгри "
Аэропорт Иркутск. Ночь. Сонные хористы, попав в терминал и попрощавшись с родителями, вдруг перестали быть сонными. Включился мальчишечий "моторчик". Забытые и тут же найденные костюмы в зоне досмотра, суета в "накопителе" на тему: "А чего бы попить? А чего бы поесть?", "зависание" в телефонах, веселая болтовня и наша хоровая игра "Летела ворона" ...
Все в радостном предчувствии предстоящего полета и путешествия.
Здесь и далее использованы цитаты из сочинений наших ребят.
Авторская стилистика сохранена.

12 лет
Вначале нашего потрясающего путешествия я с коллективом «Байкал-хор» сел в авиалайнер. Полет должен был быть недолгим, поэтому я очень быстро и жадно впитывал всю красоту ландшафта. По приближению к месту посадки все больше и больше виднелись небольшие горы и длинные, как ручейки, реки. С высоты мне все казалось настолько прекрасным, что я чувствовал себя на седьмом небе от красоты!

Кирилл Максименко
Вылетали из Иркутска мы ночью, но это не сказалось на нашем самочувствии. Марина Юрьевна нас всегда подбадривала. Мы приземлились утром в снежный аэропорт Нерюнгри, тогда я подумал, что мы попали в Антарктиду; но потом вспомнил, что в Антарктиде не растут деревья, а здесь они кругом стояли.

14 лет
5 апреля 2019 года мы на самолете отправились в Якутию. Перелет был недолгим, всего два часа, которые очень быстро пролетели. По прибытии на место нас очень впечатлил аэропорт. Это была постройка совсем небольшого масштаба, даже неотапливаемая, в ней было только большое металлическое колесо, на которое разгружались вещи.

13 лет
Наш хор часто путешествует по городам как России, так и других стран. В этот раз нас ожидал город Нерюнгри в Якутии. Со своей стороны могу лишь сказать, что каждый город, в котором мы бывали, удивителен и полон хороших моментов.
Нас встретило солнце! Яркое весеннее солнышко. Уютные комнаты в общежитии и предстоящее знакомство с девушками из хора «Соловушка». Еда закончилась еще в самолете, поэтому кушать хотели многие.

12 лет
Гостю Нерюнгри — жителю большого города может показаться город забытым таежным краем. Но это только на первый взгляд. Культурное наследие в Нерюнгри немаленькое. Игры, обряды и песни с древних времен хранятся в городе.

Николай Дьячков
По прибытию в аэропорт мы немедленно поехали расселяться. Так получилось, что юноши поехали в гостиницу, а мальчики в общежитие... Некоторые мальчики жили в семьях.

14 лет
В семье, в которой я жил, мне тоже понравилось: уютно, мягко, тепло и вкусно. Очень доброжелательные люди, но только проводил я с ними немного времени, с вечера до утра, ведь весь день был с ребятами.

12 лет
Это уже третья моя поездка в составе Иркутского хора мальчиков. На этот раз наш путь лежал в столицу Южной Якутии, в город Нерюнгри. Это самый молодой город Якутии. в нем проживает около 60-ти тысяч жителей. Давно, когда шла великая стройка БАМ, тогда образовался поселок Нерюнгри, главное богатство которого был каменный уголь. В город Нерюнгри он был преобразован 5 ноября 1975 года. Нерюнгри — это многонациональный город.
Цель нашей поездки была: побольше узнать про республику Саха (Якутия), познакомиться с достопримечательностями города Нерюнгри и принять участие в конкурсе «Молодые голоса Якутии».
Нас радушно встречала руководитель местного хора «Соловушка». Мы сделали пару фото и поехали в наше временное место жительства. Нас поселили в общежитие при колледже. Разместившись, мы пошли обедать в школьную столовую.

Знакомство хоров
Уставшие после перелета, но уже сытые хористы собрали все силы для знакомства с хоровой школой "Соловушки". Нас очень радушно приняли, повсюду сопровождали, и мы чувствовали, что приехали к давним друзьям! Красивая современная школа, множество музыкальных инструментов в каждой аудитории, приветливые педагоги и ученики.
Особую благодарность хочется выразить директору школы - Седельниковой Татьяне Алексеевне!
"Байкал-хор" и "Соловушки" спели друг для друга, а после выступлений обменялись сувенирами.

13 лет
Во время встречи мы хотели спать. Но, несмотря на все проблемы, мы спели неплохо. После выступления нам дали время подарить сувениры и познакомиться с девочками. Мало кто познакомился в первый день. Сонливость и застенчивость — это наши плохие качества на тот момент.

12 лет
Якутские песни хранят местные хоры. Самый профессиональный из них — Соловушки. Они выступали в Париже, в Италии, в Москве и т. д. Помимо якутских песен Соловушки исполняют репертуар разнообразной музыки.

Николай Дьячков
После расселения мы пошли покушать в школьную столовую «Соловушек» (это хор-конкурент, но еще давний друг нашего коллектива).
Мы выступили для друг друга и обменялись сувенирами. Но главное, что оценили их высокий уровень.

Технопарк
Наш первый день начался с экскурсии в технопарк. Есть такое место отдыха в г.Нерюнгри, где кроме горнолыжной базы и парка, похожего на кусочек леса, есть музей угледобывающей техники под открытым небом. Ведь Нерюнгри - город угольщиков. Именно здесь расположен Нерюнгринский угольный разрез с уникальной обогатительной фабрикой, каких в мире всего три. Представьте себе самосвал, который везет груз сразу на 4 железнодорожных вагона, а в ковше экскаватора может свободно поместиться джип! Вот такую технику довелось посмотреть и потрогать нашим хористам!

12 лет
В этот же день мы всем составом отправились гулять в парк, где было много техники огромных размеров, предназначенной для добычи угля. Там было очень много снега, тем более он был такой заманчивый... Неудивительно, что после прогулки мне пришлось переодеваться в сухую одежду перед «вечером знакомств». Мы пошли знакомиться с хором «Соловушки».

Кирилл Максименко
Потом мы посетили технопарк, где увидели большие машины для добычи угля. Мокрые от снега, но довольные, мы вернулись в школу, где подсушившись, спели свои песни и обменялись сувенирами с хором «Соловушка».

Конкурс
Вот и наступило время конкурса, а у нас уже столько впечатлений! Волнение, возбуждение, эмоции... И конкуренты - ого! Хор "Соловушки" - один из 50 лучших хоров России!
Собраться c полной отдачей смогли не все байкалхоровцы... Но что же, и так иногда бывает... Гастроли для кого-то были первыми, а для кого-то слишком привычными. И все же великая сила музыки и профессионализм наших руководителя и концертмейстера принесли хору победу! Первое место "Байкал-хор" разделил вместе с хором "Соловушки", оба коллектива получили один и тот же высший балл 98,3 из 100! Золотой диплом!
Наверное, помогла дружба двух замечательных певческих коллективов и теплая поддержка друзей!

13 лет
Костюмы отглажены, плохое настроение на минимум, ведь сегодня День концерта. Было важно показать высокий уровень. Перед концертом мои товарищи занимались разными делами. Я следил за киберспортом. Другие играли в «Летела ворона». Некоторые просто баловались.
За 15 минут до выхода пришли девочки и пожелали нам удачи. И вот время нашего ожидания вышло и... Могу лишь сказать, что мы набрали достаточно высокий балл. Но каждый из нас понимал, что это совсем не тот уровень исполнения, который мы могли показать...

14 лет
Основной целью нашей поездки был конкурс. На нем мы выступили впервые очень нехорошо, могли конечно же, намного лучше! Видимо, не собрались. За что Марина Юрьевна не хотела нас видеть весь вечер, пока мы всем хором не подошли к ней с извинениями. Но несмотря ни на что, к всеобщему удивлению, как и всегда, заняли первое место, разделив его вместе с «Соловушками». Они пели хорошо, у них сильные голоса, но достаточно легкие произведения.

12 лет
Но у нас была главная цель поездки — конкурс. По нашему мнению и мнению руководителя, мы не слишком хорошо спели, мне показалось, что мы могли лучше. Но, не смотря на весь настрой, мы заняли первое место, разделив его вместе с «Соловушками».

Кирилл Максименко
Следующий день был очень важным для нас, мы участвовали в конкурсе, где было 15 хоров. В итоге мы набрали 98 баллов, что дало нам победу вместе с хором «Соловушка».

Впервые ближе с "Соловушками". Скалодром.

Более близкое знакомство с хористками началось в их хоровой аудитории.
Девушки пригласили нас на просмотр фильма об экспедиции по Якутии - история одного покорения суровой тундры туристами - экстремалами. Они сказали нам много теплых слов,
восхищались нашим певческим мастерством и терпением наших педагогов.
А потом мы вместе с ними посетили скалодром, расположенный в огромном крытом стадионе
с футбольным полем и беговыми дорожками. Скалодром - это незабываемые впечатления!
Совсем немногие уже имели опыт скалолазанья, для большинства это было впервые!
Каждый старался достигнуть вершины самым трудным путем, ведь это в крови
у настоящих мальчишек - покорять трудности и стремиться к вершинам!

12 лет
Еще меня очень впечатлил стадион «Горняк». Крытых стадионов я еще никогда не встречал, тем более он был огромных размеров. Там мы занимались скалолазанием.

Николай Телегин
Я очень удивился, когда, прочитав книгу о Нерюнгри, узнал, что этот город силен еще и в спорте. Городская команда по мини-футболу занимала первые и призовые места на чемпионате России. Того же добилась и команда по тяжелой атлетике.
Нерюнгри, хоть и маленький город, но очень развитый в области культуры и спорта. Он молодой, но хранит по истине древнюю историю.

13 лет
Далее нас ожидал скалодром возле огромного футбольного стадиона. Эмоциям не было предела! Невероятный вид! Наша «тренировка» началась с разминки. 20 минут, и первые люди полезли на высоту. Я ждал не так долго, но это стоило того!
Через пару часов наш день продолжался в форме прогулки. Девочки показали нам самые «дешёвые» магазины. К сожалению, мы не дошли до ТЦ «Планета», из-за людей, которые замерзли.

Горячий источник "Нахот"
День начался необычно. У нашего хориста Кирилла - день рождения. Часто случается, что на гастролях оказывается именинник, ведь в хоре около 50 человек. В наших традициях - всегда поздравлять каждого теплыми словами и подарками, ну а в поездке внимание друзей и педагогов особенно важно, ведь рядом нет родителей.
Вот и сегодня Кириллу "состряпали" именинные пироги.
А дальше весь хор вместе с именинником получил неоценимый подарок природы - горячий источник "Нахот".
Купаться в целебных водах под открытым небом, когда на улице -10!
Говорят, вода в источнике в любое время года +36 градусов! Вот бы лютой зимой попробовать искупаться!
Радости детей, да что скрывать, и взрослых не было предела. Ведь любого мальчишку из водоема даже летом не вытащить, а тут такая возможность - зимой купаться! Ну а взрослые ненадолго превратились в детей.
Погода была прекрасной! Душевные песни под гитару... Аппетитные шашлыки, которые приготовили для нас мастера вокала и фортепиано хоровой школы "Соловушки", порадовали самых капризных гурманов.
Спасибо за чудо, которое подарили нам Нерюнгринские музыканты!

12 лет
8 апреля у меня был день рождения, утро меня встретило подарками от всех участников хора. Было два торта, было очень здорово, потому что свой день рождения я отмечал с друзьями. А еще большим подарком для меня было посещение горячих источников, где мы от души наплавались в теплой воде, хотя на улице было холодно.

13 лет
Следующий день нас ждал, как и мы его. Ведь мы едем на горячие источники. За час дороги я изучил весь свой плейлист. Наш автобус приехал первым, и мы ждали остальных. Еще полчаса, и мы в воде 39 градусов. Кайф испытывали все. Уличный бассейн? Или вы желаете в здание? Каждый выбирал на свой вкус. Многие бегали туда-обратно и не успевали замерзнуть. Небольшой перекус и наш роскошный отдых в горячих водах продолжается! Через пару часов мы прощались с этим замечательным местом. Вновь плейлист музыки был прослушан не один раз.

14 лет
Потом нам посчастливилось побывать на теплых источниках. Они бьют из земли, и достаточно приятно было зимой из холода залезать в теплые бассейны.

12 лет
Но самое потрясающее - «горячие источники»! В них я чувствовал себя очень расслабленно. Тем более это природная, а не искусственная вода. После отличного купания, мы поели очень вкусных шашлыков. С этого места у меня остались только позитивные воспоминания.

Музеи города Нерюнгри
Так получилось, что наше путешествие начиналось с одного музея и заканчивалось другим.
В первый день мы посетили культурно-этнографический центр, состоящий из двух залов-жилищ: зимнего (балаган) и летнего (ураса). Знакомство с традициями местных жителей началось с простых предметов быта, народных музыкальных инструментов и настольных игр. По древнему обряду Дух Огня ниспослал на нас благополучие, здоровье и силу духа. Каждый из нас завязал священную ленточку, подумав о самом сокровенном. Здесь мы впервые узнали о Осуохай – древнем танце якутов, который в Вилюйских улусах танцевали все – и стар, и млад, и бедные, и богатые. Этот танец, круговой хоровод, мог продолжаться непрерывно ни один день, воспевая солнце и природу разных времен года.
И мы станцевали Осуохай всем хором, взявшись за руки, радуясь светлым дням в гостеприимном краю!

Нерюнгринский музей истории освоения Южной Якутии им. И.И. Пьянкова, который нам посчастливилось посетить в последний день нашего пребывания в Нерюнгри, был образован по инициативе городского комитета КПСС
13 октября 1976 года, как музей на общественных началах. Сегодня на его трех этажах общей площадью 385 квадратных метров разместилось восемь экспозиционных залов. В художественную часть музея вошли предметы прикладного искусства, живописи, графики, гобелены. Особое место заняла коллекция, отражающая быт народов региона: эвенков и якутов. Археологический раздел собрал материалы раскопок, проводимых сотрудниками музея. Образцы горных пород, поделочных камней представили в минералогической коллекции. В историческом разделе есть документальные и фотографические материалы по истории развития края.
По залам музея можно ходить часами, разглядывая предметы быта, национальную одежду, чум, сани, чучела диких зверей.
Невольно задумываешься о том, как бесконечно долго и трудно развивался этот удивительный и красивый край.
Спасибо нашим нерюнгринским друзьям за интересные экскурсии,
из которых мы узнали так много нового и интересного о Якутии!

12 лет
Также в Нерюнгри много музеев, которые открывают путешественнику еще и древнюю историю якутов. Особенно выделяется музей И.И.Пьянкова, в котором люди познают историю и культуру всей Южной Якутии, в особенности Нерюнгри.

Николай Дьячков
Еще одна «достопримечательность», где мы побывали - это был городской музей. Здесь мы узнали, кто осваивал тот край, какие животные там обитали и даже увидели бивень мамонта. Также «Байкал-хор» побывал в жилище-музее народа тех мест. Там нас познакомили с плотниками и их ремеслом, настольными играми, обрядами...

13 лет
Наш отдых в Нерюнгри начинался в музее города. Там мы увидели древние останки животных, а также узнали много интересного.

14 лет
Каждый день нашего пребывания в городе мы проводили с нашим коллективом: ходили в музеи, провели вечер знакомств, побывали на скалодроме и даже на теплых источниках. Везде было интересно и всем очень понравилось.

Дружба не кончается!
Вот и подошло к концу время нашей творческой поездки.
Жалко было расставаться с "Соловушками" так скоро. И тут Татьяна Алексеевна и Марина Юрьевна предложили: "А может еще раз встретимся в хоровой школе все вместе? Поговорим, попоём, попьем чайку..." Конечно! Глаза мальчишек загорелись, ведь многие уже успели ближе познакомиться с девочками, началась переписка в соцсетях... И вот она последняя встреча, на которой уже былой робости меньше, а тем для разговоров общих больше, и песни звучат, и фортепиано... Прощание... обмен телефонами и адресами... Пора домой.
И снова сюрприз от "Соловушек" - каждому подарили книгу "Мой Нерюнри".

13 лет
...нам сказали, что завтра будет финальный день, и в обед (сразу после чаепития с соловушками) мы уезжаем обратно.
Уже наступил последний день, а это значит, что пора домой. Прощание с «Соловушками» проходило в форме чаепития. Мы спели гимны наших городов, а потом общались. Девочки провожали нас до общежития, и мы понимали, что это наша последняя встреча.
Вещи собраны, мы готовы к отправке. Спасибо городу Нерюнгри за теплый прием. Несмотря на снег, была хорошая погода. Замечательные школы, отзывчивые люди. Было очень грустно покидать этот городок. Небольшой сувенир от девочек — это журнал с краткой информацией о городе.
Мы будем скучать...

До свидания, Нерюнгри!
До новых встреч, "Соловушки"!
Пора домой... До свидания, город первостроителей и первопроходцев,
город романтиков и энтузиастов! До свидания, город чудесных солнечных людей!
До свидания, богатая и плодородная Якутская земля!
До свидания, наши новые и старые друзья! Спасибо вам за всё!
Нас уже ждал поезд "Нерюнгри-Новосибирск", два дня веселой дороги и любимые родители!
До новых встреч, "Соловушки!"

12 лет
Домой мы добирались на поезде. Мы весело провели два дня на колесах, где еще больше сдружились. Когда поезд, поздно вечером прибыл в Иркутск, на перроне нас радостно встречали соскучившиеся по нам родители.

Николай Дьячков
Последние дни нашего путешествия мы ехали в поезде, откуда виднелся байкальский ландшафт.
Вот мы уже подъезжаем к остановке «Иркутск-пассажирский», а это значит, что пришел конец нашему путешествию. У меня остались очень прекрасные воспоминания о тех краях, надеюсь, как и у всех ребят нашего хора.

14 лет
И вот, когда настало время уезжать, мы попрощались с городом, сели на поезд и двинулись в наш любимый город Иркутск. После двух дней поезда, по приезду домой, я еще долго оставался под впечатлением!

13 лет
Я хочу сказать огромное «спасибо» нашему преподавателю — Марине Юрьевне за такие замечательные каникулы. Эмоций не передать! Я буду скучать по временам проживания в Нерюнгри. Когда ты просыпаешься, и рядом с тобой твои хорошие друзья. Когда каждый день полон интересных моментов. Спасибо! А мы с нетерпением будем ждать следующей поездки, чтобы замечательно провести время!
Нерюнгринский экспресс
VII Межрегиональный конкурс хоров "Молодые голоса Якутии"

г. Нерюнгри
05-09 апреля 2019 года.
СКОРО!
комментариях к событиям использованы цитаты из традиционных сочинений наших хористов.
Как обычно, строгое жюри из педагогов и родителей хора оценивало сочинения. Места распределились следующим образом: 1 место - Николай Дьячков,
2 место - Кирилл Максименко, 3 место - Евгений Дьячков.
Любомир Луцик и Николай Телегин получили поощрительные призы.
Всем хористам желаем равняться на этих членов нашего замечательного коллектива в творческих литературных начинаниях!
Ждем больше не только письменных впечатлений в виде эссе или сочинений, но и рисунков, комиксов, забавных фоторепортажей о следующих гастролях! Ну а как может жить "Байкал-хор" без гастролей и побед!
Читайте ниже рукописные сочинения о Нерюнгри целиком.
Официальная запись конкурсных выступлений на VII Межрегиональном конкурсе хоровых коллективов "Молодые голоса Якутии".
Апрель 2019 года.

Тематика конкурса: Год театра в Российской Федерации.
Председатель жюри: Отличник культуры Республики Саха (Якутия), Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), преподаватель высшей категории Якутского музыкального колледжа им. Н.М. Жиркова - Голикова Елена Федоровна.
Члены жюри:
Отличник культуры Республики Саха (Якутия), начальник Управления культуры и искусства Нерюнгринского района - Елисеева Ирина Владимировна.
Отличник культуры Республики Саха (Якутия), Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), директор ДМХШ "Соловушка" г.Нерюнгри - Седельникова Татьяна Алексеевна.
Отличник образования Российской Федерации, Лауреат премии губернатора Иркутской области, руководитель капеллы мальчиков и юношей студии "Байкал-хор" Дворца детского и юношеского творчества г.Иркутска - Кучеренко Марина Юрьевна.
Отличник культуры Республики Саха (Якутия), директор Детской школы искусств пос.Чульман Маслова Светлана Александровна.
VII Межрегиональный конкурс хоров "Молодые голоса Якутии" 2019 год
Детская музыкальная хоровая школа "Соловушка". г.Нерюнгри.
Поздравляем "Соловушек" с Юбилеем!
Спустя совсем немного времени после приезда из творческой поездки в Якутию, мы узнали, что Детская музыкальная хоровая школа "Соловушка" в мае 2019 года отмечает 30-летний юбилей. Мы не смогли остаться равнодушными и записали для наших новых друзей поздравление от всего "Байкал-хора".